guriev_ap (guriev_ap) wrote,
guriev_ap
guriev_ap

Category:

Походы по Уралу, Сибири и Забайкалью



Это воспоминания моего отца Гурьева Анатолия Прокопьевича о походах по Уралу, Сибири и Забайкалью совершенных им в период с 1963 по 1974 годы в составе групп туристов, работавших в то время на различных предприятиях города Томска и посвящавших своему увлечению отпуска и выходные дни.

Часть 1. Начало.

Война застала нашу семью в рабочем посёлке, ставшим позднее городом Шимановском. После переезда мы не сразу успели обзавестись подсобным хозяйством и поэтому с весны 1942 года я со старшими братьями отправлялся в окрестные леса, где мы собирали черемшу, съедобные растения и корни, а в конце лета, грибы и ягоды. Через два года компания друзей одноклассников уже самостоятельно проводила летние каникулы вдалеке от города, уходя из дома иногда на два три дня. К окончанию школы я знал окрестности Шимановска как свой двор.

Отслужив в Советской Армии, я вернулся в Томск и после нескольких месяцев работы на ТЭМЗе (Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева) перешел работать на п.я. 83, предшественник "НПО Полюс". Летом 1962 года меня поселили в общежитие завода "Сибэлектромотор".

Однажды, шел август 1962 года, окончив рабочую неделю, а она тогда была шестидневной, у входа в общежитие я встретил группу парней и девушек, которые куда-то собирались отправиться. Переговорив с ними, я присоединился к этой компании. Организатором был Евгений Таранцев и его жена Валентина. Мы сели на автобус, доехали до села Кафтанчиково и, пройдя несколько километров по сосновому бору, расположились лагерем на берегу Черной Речки. Домой возвращались пешком, тракт в то время проходил через Кафтанчиково и был обычной песчаной дорогой. На следующий выходной, собравшись у общежития и обсудив варианты, мы отправились на вокзал. Воскресный день провели на Таловских чашах. Чаши были в глухом лесу, только у большой чаши была маленькая площадка, на которой можно было поставить две палатки и разжечь костёр. Придя на чаши с Басандайки, в воскресенье мы ушли на Межениновку. С тех пор походы стали практически еженедельными.

Таловские чаши

Осенью начали возвращаться на работу отпускники с рассказами о пройденных маршрутах и планами на будущий год. Я жил в одной комнате с Колей, работником нашего отдела. Однажды к нам в комнату пришел Юрий, имевший репутацию заядлого туриста и активного участника всех туристских мероприятий; по спору он переночевал новогоднюю ночь в сугробе во дворе общежития ТЭТЗ (Томский электротехнический завод), которое располагалось в бывшей богадельне Милюкова, воспользовавшись только спальным мешком. На следующий год он хотел пройти маршрут, которым ходили только в прошлом веке, и собирал команду. Маршрут, который он хотел пройти, попахивал авантюрой, и мы с Колей обещали подумать. Юрий приходил несколько раз, показывал карты, говорил, что он всё просчитал, пройти этот маршрут вполне реально, нужно только желание, в общем, говорил с таким фанатизмом, что мы с Колей решили в этом поучаствовать. Суть идеи состояла в следующем: изготовить катамаран и на этом судне пройти по рекам Томь, Обь, Тым. Далее, предполагалось по старинному волоку перетащить катамаран в р. Сым (катамаран предполагалось разобрать и по отдельности перетаскивать на волоке). Потом дойти до Енисея, подняться до устья Большого Каса, пройти Большой Кас и по Малому Касу, пройдя шесть шлюзов, ныне заброшенного Обь-Енисейского канала, миновав седьмой Касовский шлюз, далее по, так называемому, Прокопу, (7,84 км) через озеро Большое (Водораздельное) и по рекам Язевой, Ломоватой, Озёрной, миновав семь шлюзов на Обской стороне, по Кети выйти в Обь и по Томи вернуться в Томск. При этом, протяженность маршрута составляла около 3000 километров; только участок маршрута от устья Большого Каса до устья Кети (Обь-Енисейский водный соединительный путь) имеет протяженность 992 км, а его шлюзованный участок 152 км.

Обь-Енисейский канал по замыслу инициаторов его строительства должен был связать Европу с Сибирью, Монголией и Китаем. Решение о строительстве канала было принято в 1882 году, через два года приступили к строительству шлюзов, в 1888 году канал начал действовать, хотя работы по его шлюзованию и расчистке рек продолжались. Через пятнадцать лет перевозки по каналу практически прекратились, но вся система содержалась в рабочем состоянии до 1923 года, когда была упразднена контора канала. Об этом заброшенном пути вспоминали несколько раз. В 1926 году по каналу прошёл винтовой пароход Енисей. Перегон судов пароходы Капитан, Пограничник, Механик и газоход №24 был осуществлён летом 1942 года, а весной 1947 года, по большой воде, снова из Енисея на Обь перебросили катера Капитан и Хасан. До нашего времени дожили остатки сооружений канала, поглощаемые болотами и постепенно наступающей тайгой, а Обь-Енисейская водная система превратилась в объект для самодеятельных туристских экспедиций.

Часть 1. Начало.
Часть 2. 1963 год. Июль-август. Реки Томь - Обь - Тым.
Часть 3. 1964 год. Июль. Восточный Саян. Река Агул.
Часть 4. 1965 год. Июнь. Башкирия. Уральская кругосветка.
Часть 5. 1965 год. Август. Забайкалье. Река Чара.
Часть 6. 1966 год. Июль - август. Тува. Малый Енисей. (Ка-хем).
Часть 7. 1967 год. Июнь. Восточный Саян. Тува. Бурятия.
Часть 8. 1969 год. 10-28 июля. Хребет Кодар. Озеро Орон - посёлок Чара.
Часть 9. 1970 год. 5 - 22 сентября. Томская область. Река Тым.
Часть 10. 1971 год. Июль. Северное Забайкалье. Хребет Кодар.
Часть 11. 1972 год. Июнь. Алтай.
Часть 12. 1974 год. Июль. Западная Сибирь. Обь-Енисейский канал.
Часть 13. О спортивном ориентировании.
Часть 14. Заключение.
Tags: Походы по Уралу Сибири и Забайкалью
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments